Викторина "Знатоки русского языка"

Пятница, 19 Февраля, 2021

21 февраля - Международный день родного языка. Все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален и представляет живое наследие, которое следует оберегать. В России государственным является один язык – русский.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаёшь из букв стихотворенья,

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье -

 Родной язык, проникший в нашу кровь.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять ее культуру и традиции, бороться за чистоту родного языка. Надо беречь и любить русское слово, родной язык, ведь с него начинается Родина.

Приглашаем знатоков русского языка принять участие в занимаельной викторине. Мы уверены, что вы справитесь с нашими заданиями. Итак, дорогие знатоки! Вы готовы? Мы желаем вам удачи!

                                                            Викторина «Знатоки родного языка»

Задание 1. Отгадайте русские народные загадки.

1.Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится.

2.Все меня просят, ждут, а только появлюсь и прятаться начнут.

3.Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.

4.Расколи лед – возьмешь серебро, разрежь серебро – возьмешь золото.

5.В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл – всех вокруг себя собрал.

6. Скоро ест, мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

7.У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море.

8. Четыре братца бегут, друг друга не догонят.

Задание 2. Подберите русскую пословицу.

Нашу речь украшают пословицы и поговорки. Но одни и те же мудрые мысли у разных народов получили разное выражение. Подберите к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы и поговорки.

1.Английская: Самый верный друг – это друг в нужде (……….).

2.Вьетнамская: Тонущий хватается за водяной пузырек. (……….).

3.Корейская: Рис рассыплешь – собрать можно, слово скажешь – назад не вернешь ( ).

4.Болгарская: Кто набирает много дел – ни одного не выполнит ( ).

5.Финская: Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться ( ).

6.Африканская: Сын леопарда тоже леопард ( ).

Задание 3. Угадай по описанию, какие зашифрованы знаки препинания.

1.Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца.

2.Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом.

3.Так хотел он разъяснить – что к чему, зачем.

4.Выйдет на дорожку, всем подставит ножку.

5.Словам раскрывает объятия: ждем в гости вас, милые братья.

6.Ляжет палочкой на строчку: проходите по мосточку.

7.Стоят три кумушки рядом, ведут беседу, но – тайком. Какими-то далекими туманными намеками.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в состав фразеологизмов.

1.Ахиллесова__________               11.Овчинка___________

2.Мамаево_____________               12.Чёрным по_________   

3.Прокрустово__________              13.Топтаться на________

4.Потёмкинские_________              14.Зарубить на_________

5.Ариаднина____________              15.Еле-еле душа________

6.Прометеев_____________             16.Крокодиловы________

7.Эзопов________________             17.Ждать у моря ________

8.Пиррова_______________             18.Принять за чистую______

9.Дамоклов______________             19.Проще пареной________

10.Филькина_____________             20.Обвести вокруг________

Задание 5. Объясните значение фразеологизмов.

1.В час по чайной ложке (мало)       14.Клевать носом (…….)

2.Кривить душой (……..)                 15.Рукой подать (…….)

3.Себе на уме (………)                     16.Во все лопатки (……)

4.Кожа да кости (……)                     17.Мастер на все руки (……)

5.Раз, два и обчёлся (…….)              18.Витать в облаках (…….)

6.Вставлять палки в колёса (…….)  19.Водить за нос (…….)

7.Заячья душа (…….)                        20.Играть первую скрипку (....)

8.В двух словах (……)                       21.Идти в ногу (……)

9.Куры не клюют (…….)                   22.Стреляный воробей (……)

10.Зарубить на носу (……)                23.Бросать слова на ветер (…..)

11.Ушки на макушке (…….)              24.Делать из мухи слона (…..)

12.Язык проглотить (…….)                25.Говорить сквозь зубы (…..)

13.Повесить голову (……)                 

 Задание 6. Собери слова, части которых спрятались в других словах.

Приставка - в слове подсказка, корень - в слове снежный, суффикс - в слове ученик, окончание - в слове утки. (………)

2.Корень – в слове молодой, суффикс – в слове пальцы,  окончание – в слове коты. (……..);

3.Приставка – в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать. (……);

4.Корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный. (…….).

Задание 7. Расшифруй слова, буквы которых обозначены цифрами по их месту в алфавите.

1,9,2,21,12,1 (……..);

17, 33, 20, 7, 18, 21,1 (…….);

18, 16, 19, 19, 10, 33 (.........).

Задание 8. Вопрос на смекалку.

1. Какой буквой можно превратить существительные жар и ель в глаголы?

 2.Когда руки бывают личными местоимениями?

3.Какие два личных местоимения мешают водителям на дорогах?

4.Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?

5.Как большой дом превратить в маленький?

6.Как угол превратить в топливо?

7.В каком числе столько же цифр, сколько и букв в его наименовании?

8.В каком слове на конце пишется три буквы Е?

Задание 9. Про какие слова стишки?

1.Я – дерево. В родной стране

Найдёшь в лесах меня повсюду

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.    (……..);

2.Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. (……..);

 3.Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа. (………);

 4. Мой первый слог – в линейных нотах,

Два остальных – защита у животных,

А целое соединит всегда

Деревни, села, города. (……….);

5.Три буквы облаками реют,

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет

В тумане моря голубом. (…….);

6.Первый слог – нота,

Второй – тоже,

А целое – на боб похоже. (………).

 Задание 10. Происхождение слова. Лингвистическая история.

1.Спортсмен (из английского)

2.Адмирал (из_____________)

3.Тюнинг (из______)

4.Демография (из__________)

5.Нашатырь (из__________)

6.Клоун (из____________)

7.Кофе (из________)

8. Халва (из__________)

9.Олимпиада (из_______)

10.Философия (из_______)

11.Мачо (из__________)

12.Карнавал (из_________)

13.Чай (из ____________)

14.Мамонт (из___________)

15.Айсберг (из __________)

Задание 12. Помогите  восстановить пословицы.

1.Старый друг лучше \/большого таракана.

2.Два сапога пара,\/ да оба в воду упали.

3.У семи нянек\/кулаками не машут.

4.Чем хвалишься, от того и\/ наберёшься.

5.С кем поведёшься,\/на том и провалишься.

6.После драки\/дитя без глаза.

7.Маленькая рыбка лучше\/ новых двух.

8.Держался Авоська за Небоську и оба\/ на левую ногу.

 

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой!

 

Мы благодарим всех за участие в занимательной викторине!  До новых встреч!

                                                                                                                    Использованы ресурсы мировой сети интернет.

                                                                 Составитель-экскурсовод МБУК "Музей истории города Отрадного" М.Ю, Наумова