"Музейная азбука от "А до Я". Гравюра.

Суббота, 27 Февраля, 2021

МБУК «Музей истории города Отрадного» продолжает нашу «Музейную азбуку»!

И сегодня мы уже добрались до буквы «Г».

Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами. Гравюра на пластике — это одна из самых доступных и в то же время одна из самых выразительных техник ручной высокой печати.

Первые образцы гравюрной графики в мировом искусстве появились в Китае в VI веке. Но в Европе еще очень долго не существовало предпосылок для зарождения нового вида графики — попросту не было бумаги. История гравюры в Старом Свете берет свое начало только с XIV века — с момента изобретения книгопечатания.

Тогда же возникла острая необходимость тиражирования иллюстраций в книгах и появилась на свет первая техника гравюрной печати — продольная ксилография. Практически одновременно с ней в Южной Германии возникла резцовая гравюра по металлу, а в начале XVI века в Италии уже был запатентован метод цветной ксилографии — кьяроскуро.

1513 годом датируется самый ранний образец еще одного способа гравирования — офорта. Значительное влияние на развитие новой разновидности графики оказали выдающиеся мастера немецкого Возрождения: Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer); Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer); Михаэль Вольгемут (Michael Wolgemut).

В Италии получили широкую известность работы Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). В это время в Голландии работал первоклассный гравер Лука Лейденский (Lucas van Leyden), а во Франции — Жан Дюве (Jean Duvet).

В XVII-XVIII веках гравюра приобрела огромную популярность. В качестве иллюстраций ее массово использовали в художественных книгах и научных трудах. Репродукциями картин и оригинальными композициями начали украшать интерьеры домов.

Гравюры, помимо основной классификации по способу получения оттиска, дополнительно различают по многим другим параметрам:

-по назначению (станковая, книжная и прикладная);

- по способу обработки печатной формы (гравирование и травление);

-по художественной ценности (авторская и репродукционная);

- по материалу печатной доски (на металле, дереве, линолеуме, пластике, оргстекле);

- по цветовому исполнению (черно-белая и цветная).

В искусстве издавна используются многие способы получения гравюрных оттисков. Среди наиболее известных различают виды техник гравюр.

Продольная или обрезная ксилография. Самая древняя техника. Печатные формы делали из досок продольного распила из мягких пород древесины (вишни, яблони, груши).

Основным инструментом для их обработки служили ножи разных типов и размеров. Отличительная особенность композиций - контрастность и визуальное преобладание черного штриха.

Поперечная ксилография (торцовая). Рисунок вырезался особым инструментом — штихелем на доске поперечного распила из твердых пород дерева (самшита, бука). Мастера получили возможность изображать тончайшие линии, плавно варьировать переходы тона штрихами разной глубины.

Резцовая на металле. Появилась в середине XV века. Рисунок аккуратно вырезали особыми металлографическими резцами квадратного сечения с ромбовидным срезом. Характерная особенность готовых изображений — господство комбинаций чистых четких линий.

Офорт. На доске, покрытой специальным кислотоупорным лаком, острой иглой процарапывали рисунок. Затем заготовку травили кислотой, которая разъедала металл в углублениях. Получалась форма для глубокой печати. Игла легко царапала мягкий лак, позволяя создавать сложные рисунки в свободной манере.

Сухая игла. Схожа с предыдущей техникой, но поверхность не обрабатывали лаком, а просто царапали металл иглой на небольшую глубину. По графической фактуре очень схожа с натуральным рисунком, сделанным карандашом.

Пунктирная манера. Изображения создавали из множества мелких точек гравировальным молотком на покрытой лаком металлической поверхности. Рисунок проявлялся благодаря умелому сочетанию на пластине углублений разной плотности.

Мягкий лак. На загрунтованную липким лаком пластину клали лист бумаги. На нем рисовали изображение карандашом. Лак снизу приставал к листу на прорисованных участках. Далее пластину травили кислотой для получения формы. Для этой техники характерен мягкий, зернистый штрих.

Лавис. Сюжет рисовали кистью, смоченной в кислоте, на медной пластине, покрытой канифолью. Полученную печатную форму использовали для тиражирования оттисков. В процессе печати протравленные кислотой участки заполнялись краской.

Меццо-тинто. Картинка создавалась посредством выглаживания и соскабливания на зерненой доске светлых частей рисунка. Характеризуется богатством оттенков светотени и глубиной тона.

Резерваж. На металлической форме художник кистью или пером рисует чернилами с содержанием сахара, а затем покрывает форму кислотоупорным лаком. В процессе травления сахар растворялся, а лак набухал на прорисованных участках. Техника с максимальной достоверностью передает рисунок автора на доске.

Кьяроскуро. Готовый оттиск создается путем последовательной печати отдельных частей композиции с нескольких досок. Каждая из них отличается от другой оттенком тона и цвета.

Линогравюра. В качестве исходного сырья используется гладко отшлифованный лист линолеума. По технике обработки очень схожа с продольной ксилографией. Появилась в ХХ веке, широко используется современными мастерами графики.

Современные мастера изобразительного искусства также часто используют техники гравюры для создания своих произведений. В нашем городе Отрадном живет живописец, график, монументалист Павел Леонидович Ураткин.

Его творчество многогранно: неистощимая фантазия в сочинении композиций, виртуозное владение резцом, напряженная отточенная линия, мастерская передача эффектов освещения, чувство декоративной игры цвета, выразительные контрасты белого и черного – неизменные приметы лучших его работ.

Его творческие работы нередко выставляются в музее истории города Отрадного, талантом он щедро делится со своими учениками, которых очень много среди выпускников школ города, где долгое время проработал Павел Леонидович. Не одному поколению отрадненцев он смог привить любовь к графике и живописи.

Даже тот, кто далек от искусства, проходя через сквер Победы, не может не обратить внимание на стелу «Фронтовые письма», созданную по эскизам этого художника. Павел Ураткин – дипломат конкурса «Художественное произведение года» (Тольятти, 2007 г.), имеет бронзовую, серебряную и золтую медали «За вклад в отечественную культуру» (2009, 2012г.).

Художник участвовал в областных («Большая Волга», «Самарская Лука») и межрегиональных выставках, проводил персональные выставки – в Самаре, Тольятти, Отрадном. Его работы находятся в музеях Отрадного, Сергиевска, Серноводска, Уфы, в частных коллекциях любителей живописи Англии, Франции, Италии, Германии, Греции, Испании.

Несмотря на многочисленные звания, а Павел Леонидович – член международной Ассоциации художников ИФА, член Творческого союза художников России, член Союза художников России, он светлый и очень открытый человек, готовый прийти на помощь начинающему художнику.

Как все начиналось?

Павел Ураткин родился в 1952 году в селе Чувашский Сайман Ульяновской области. Интерес к изобразительному искусству художник проявил еще со школьной скамьи. Уже в 5 классе Павел начал писать маслом. Развитию способностей содействовала его мама. Благодаря школьной студии, которую вел учитель черчения и рисования Владимир Попов, он освоил азы искусства и получил первые премии в этой области. Образование Ураткин продолжил на художественно-графическом отделении Тольяттинского педучилища и в Нижнетагильском институте.

Одновременно с искусством, Павел Леонидович увлекался и спортом. Он стал кандидатом в мастера спорта по боксу и рукопашному бою. Однако, когда настало время определиться, любовь к искусству победила. У Павла Леонидовича есть ученики, которые впоследствии сами стали признанными мастерами.

Первые шаги в изобразительном искусстве они делали под его руководством. Семнадцать из них приняты в Творческий союз художников России. Павел Ураткин работает в основном в технике гравюры на пластике, цветной гравюры, смешанной технике.

Мастер считает, что как только художник подумает, что достиг совершенства, он гибнет для искусства. В своем творчестве он не стоит на месте. Пробует, экспериментирует, ищет новые подходы.

Сегодня мы хотим представить малую часть работ Павла Ураткина.

 

                                                                                                     Составители – главный хранитель фондов С.Е.Инжуватова

                                                         и хранитель музейных предметов Д.Х. Беседина МБУК "Музей истории города Отрадного"