"Музейная азбука "От А до Я". Евангелие.

Пятница, 19 Марта, 2021

Хранители МБУК «Музей истории города Отрадного» продолжают делиться информацией о предметах, которые хранятся в фондах музея.  Итак, в этот весенний день, в рамках проекта «Музейная Азбука», мы расскажем вам о предмете на букву «Е».

Буква «Е» – Евангелие

(Евангелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть») – весть (в христианстве) о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами. В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг – Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Марка, а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть».

Самой древней рукописью Нового Завета (часть Евангелия от Иоанна) является Фрагмент Дж. Райленда (Р52) – папирус, датируемый периодом 117 – 138 гг., временем правления императора Адриана. Хранится он в Манчестере. Другой древнейший новозаветный манускрипт – Папирус Бодмера (Р75). На 102 уцелевших страницах содержатся тексты Евангелий от Луки и Иоанна. Первоначально он был отнесен на основании почерка примерно к 175–225 годам нашей эры, но недавно на основе сравнительных данных было утверждено, что почерк, очень похожий на почерк 75 года, все еще использовался в четвертом веке. В любом случае, 75 - это одна из самых ранних рукописей.

Таким образом, эта рукопись является самым ранним из имеющихся на сегодняшний день списков Евангелия от Луки и одним из самых ранних списков Евангелия от Иоанна». Этот ценнейший манускрипт находится в Женеве.

Папирусы Честера Битти (Р45, Р46, Р47). Находятся в Дублине. Датируется 250 годом и немного позже. В Р45 содержит: два листа из Евангелия от Матфея, шесть из Евангелия от Марка, семь из Евангелия от Луки, два из Евангелия от Иоанна. Несколько малых фрагментов Евангелии от Матфея из этого кодекса находится в собрании рукописей в Вене. Сколько Евангелий существует:

Существует четыре канонических Евангелия, признанных Церковью.

• Евангелие от Матфея

• Евангелие от Марка

•Евангелие от Луки

•Евангелие от Иоанна

И бесчисленное множество апокрифов, среди которых: Евангелие от египтян,Евангелие от ессеев, Евангелие от евреев,

Евангелие от евионитов, Евангелие Евы, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Никодима, Евангелие от Филиппа, Евангелие Иуды, Евангелие от Фомы, Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков), Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна),Тайное евангелие от Марка.

Евангелиями названы 4 книги Нового Завета. Евангелие - это составной элемент Библии. Ветхий Завет составлялся более 10 веков, с 15 века до Рождества Христова. Четыре Евангелия писали чуть более 50 лет, с 41 года после Рождества Христова.

Последнее Евангелие от Иоанна было составлено между 90 и 110 годами. Их авторами являются апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично.

Первые три Евангелия от Матфея, Марка и Луки очень близки по содержанию и рассказывают в основном об одних и тех же событиях. Они называются синоптическими с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбахиздал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами.

Евангелие от Иоанна существенно отличается от них как по содержанию, так и по стилистике. Оно было написано на несколько десятков лет позже с целью дополнить первые три. Иоанну как ближайшему ученику были открыты особые духовные тайны, поэтому и его Евангелие в большей степени касается богословских вопросов.

Эти четыре канонических Евангелия впоследствии вошли в состав канонических книг Нового Завета Библии, который был утверждён соборами в Православной церкви. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесного воскресения и вознесения, а также проповеди, поучения и притчи. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ  было написано самым первым из всех четырех Евангелий. До того, как последовать за Господом, апостол Матфей был мытарем, то есть сборщиком налогов. Евангелие от Матфея было написано на еврейском языке и обращено было преимущественно к евреям. Немного позже оно было переведено на греческий язык. Святой Матфей главной целью своего повествования считал, что надо доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о котором предсказывали древние пророки.

Именно поэтому он начинает свое Евангелие с родословия Иисуса Христа, желая показать евреям его происхождение от Давида и Авраама. Также на предназначение Евангелия от Матфея для евреев указывает и то, что апостол Матфей приводит около 66 ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение пророчеств. Начинается Евангелие от Матфея родословием Иисуса Христаи оканчивается его прощальным словом к ученикам перед его вознесением.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Святой апостол Марк был иудеем, но не входил в число 12 ближайших учеников Господа, а потому не мог быть таким постоянным его спутником и слушателем, как св. Матфей. Свое Евангелие апостол Марк писал со слов и под руководством апостола Петра.

Евангелие от Марка обращено к христианам из язычников в отличии от Евангелия по Матфею. В нем очень мало говорится об отношении учения Иисуса Христа к Ветхому Завету и приводится очень мало ссылок на ветхозаветные книги. Зато в нем встречаются латинские слова. Основное внимание апостол Марк концентрирует на описании чудес, совершенных Иисусом Христом, которые подчеркивают Царское Величие и Всемогущество Божие.

Также апостол Марк показывает читателям, что Иисус – Сын Божий, в то время, как св. Матфей показывал родство Спасителя с царем Давидом. Евангелие от Марка отличается своей краткостью.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Как пишет во вступлении сам апостолЛука, свое Евангелие он написал по просьбе одного знатного мужа по имени «Феофил», жившего в Антиохии. При составлении Евангелия апостол Лука пользовался не только рассказами очевидцев земной жизни Спасителя, но и уже имеющимися к тому моменту письменными записями об учении Господа. По его собственным словам, Лука тщательно исследовал все эти записи, а потому его Евангелие отличается особенной точностью в изложении фактов и строгой хронологической последовательностью.

В Евангелии от Луки большее внимание обращено на то, что Спаситель пришел в мир не только ради иудеев, но и ради язычников, то есть Христос есть Спаситель всех людей, потому родословие Иисуса в Евангелии от Луки доведено до Адама и Самого Бога, а не ограничивается царем Давидом или Авраамом. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св.Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Евангелие от Луки начинается повествованием о явлении Ангела к пророку Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя, и оканчивается рассказом о Вознесении Господа на Небо.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже малоазийских епископов. Они принесли ему три первых Евангелия и просили его дополнить их речами Господа, которые они от него слышали.

Св. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию, и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о нем, только как о «сыне человеческом». Евангелие от Иоанна отличается своим содержанием, приводит более полно слова Господа, а потому именуется «Евангелием Духовным».

Это потому, что в то время как синоптические Евангелия повествуют, главным образом, о событиях земной жизни Господа, Евангелие от Иоанна и начинается изложением учения о Его Божестве, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается его божественное достоинство и глубочайшие таинства веры. За учение о Боге и за раскрытие всех этих глубочайших истин и тайн веры св. Иоанн и получил почетное наименование «Богослов».

В фондах МБУК «Музей истории города Отрадного» имеется несколько образцов Евангелий. Наиболее старое – это Евангелие «Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна», Синодальная типография, небольшого формата 18х13 см., текст на церковно–славянском языке, год издания: ориентировочно 1911–1919 гг.

                                                                                                Составители – главный хранитель фондов С.Е.Инжуватова

                                                    и хранитель музейных предметов Д.Х. Беседина МБУК "Музей истории города Отрадного"