"Музейная азбука от "А до Я". Икона.

Суббота, 24 Апреля, 2021

Хранители МБУК «Музей истории города Отрадного» продолжают знакомить с «Музейной азбукой». Буква этой недели «И». Буква «И» – Икона. Икона (греч. εἰκόνα – «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности, преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем и снабженные специальными надписями и знаками.

Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания. В XI веке традиции иконописи проникли на Русь. В XIV веке Феофан Грек распространил традиции византийской иконописи на Русь.

В фондах МБУК «Музей истории города Отрадного» имеется несколько образцов иконописных произведений. Наиболее интересными являются: Икона Божией Матери «Троеручица» на деревянном полотне и Икона Божией Матери «Взыскание погибших».

Икона Божией Матери «Троеручица»– чудотворная икона, почитаемая в Православной церкви. В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии (Одигитрия (греч.Οδηγήτρια– Указующая Путь)– один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, с Младенцем, сидящим на правой руке.

В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно. В Православном предании существует легенда, согласно которой считается, что возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в VII-VIII веках на территории Сирии.

Родившийся в знатной семье мальчик был начитан и умён. В зрелые годы отвечал за сбор налогов. Несмотря на то, что скромный юноша предпочитал отшельническую жизнь, он довольно успешно рос в карьерном плане и вскоре был назначен главным советником правителя. Когда в Византии началось порицание икон, Иоанн занял активную позицию по отстаиванию христианских канонов.

Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете.

От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Разъяренный халиф, не разобравшийся в ситуации, принял на веру слухи о коварстве Иоанна и отдал приказ об усечении якобы предательской руки. Как акт устрашения, отрубленную кисть повесили на воротах рынка.

Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. Безмерно удивленный правитель, узрев чудо, понял свою неправоту и простил советника, подарив ему возможность удалиться в монастырскую обитель.

В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица». В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием (икона особо любима среди людей получивших увечье). У иконы «Троеручицы» есть еще одно неофициальное значение. Так, двумя руками Богородица поддерживает Сына Божьего, а третья рука символизирует покровительство всех христиан, кто обращается к лику с мольбой.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» – православная икона Пресвятой Богородицы. На иконах Богородица изображена с Иисусом Младенцем. Он стоит у Матери на коленях, редко – Она держит Его на руках. Ножки Богомладенца всегда видны из-под одеяния, Лицом Он прильнул к щеке Пресвятой Матери, обнимая Её за шею. Голова Ее редко покрыта мафорием, в основном она открыта, волосы распущены и ниспадают к плечам. Иногда Богородицу и Её Сына изображают в коронах.

Руки Матери сомкнуты в кольцо вокруг Младенца, пальцы соединены в замок. Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане»: молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших». На Руси история Феофила была известна с XVII века. Почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века. Происхождение названия «Взыскание погибших» и предание о раннем чуде в Малой Азии. Название иконе дал Феофил Аданский.

По преданию жил он в VI веке, служил экономом в архиерейском доме, был очень порядочным и добросовестно выполнял свою работу. После смерти епископа Феофила пытались назначить на его должность, но он отказался, т.к. считал себя недостойным такого ответственного делания, остался в прежнем звании. Завистники обвинили эконома в краже, и новый епископ отстранил его от должности. Возроптал он на Бога, и в душе зародилась мысль о мести. Он отрекся от Господа и стал служить сатане. Епископ со временем решил вернуть его на службу и тогда Феофил очнулся от дьявольского пленения.

Он уединился и несколько дней взывал к Богородице о прощении и спасении его, «погибающего», стоя на коленях перед её иконой и называя Её «взысканием погибших». Наконец, молитвы были услышаны, а Феофил прощен. Впоследствии он вел такую праведную жизнь, что в Католической церкви за это был прославлен в лике преподобных, день почитания его приходится на 4 февраля. В России чудеса этой иконы были явлены в XVIII веке.

Сначала она спасла замерзающего крестьянина от неминуемой гибели. Федота Обухова в дороге застигла пурга, дорогу так замело, что лошади не могли продолжать путь. Замерзая, Федот начал молиться Пресвятой Богородице и пообещал, если выживет, напишет список её образа «Взыскание погибших» для местного храма. Вскоре его случайно обнаружили местные жители, и Федот чудом остался жив. Когда же он пришел к иконописцу заказать икону, тот запросил за неё очень высокую цену, за что Богородица в тот же момент лишила его зрения. Он раскаялся в корыстолюбии и согласился написать образ за любую стоимость.

                                                                                                    Составители – главный хранитель фондов С.Е.Инжуватова

                                                        и хранитель музейных предметов Д.Х. Беседина МБУК "Музей истории города Отрадного"