Мы используем cookie. Во время посещения сайта Музея истории города Отрадного Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем Ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Музейная азбука от " А до Я". Чемодан.
Музей истории города Отрадного продолжает «Музейную азбуку». В этом году, как и в предыдущем, мы расскажем немало интересного о предметах, хранящихся в фондах нашего музея. Сегодня мы знакомим с предметом на букву Ч -«Чемодан».
Чемодан — привычная вещь для путешествия. Однако, всего два века назад, никаких чемоданов не было. В те далекие времена люди перевозили свой багаж в сундуках, мешках и корзинах, что было не очень удобно. Сундуки были слишком громоздкими, а в мешке было не безопасно перевозить хрупкие и дорогие вещи, так как вероятность повреждения была велика.
Шли тысячелетия, а люди продолжали таскать вещи в мешках, баулах, заплечных сумках, котомках, плетеных корзинах, саквояжах и массивных сундуках.
Вроде бы всех всё устраивало. Но технический прогресс выдвинул новые требования к условиям перевозки личных вещей. Поезда, автомобили, трансатлантические лайнеры, а чуть позже и самолеты создали спрос на компактную «тару» для транспортировки имущества.
Таскать тяжеленные чемоданы – это адское занятие, особенно на вокзалах при пересадках. В 1972 году американец Бернард Садоу сконструировал вертикальный чемодан на колесиках. Еще одной новинкой стали чемоданы со специальной воздушной подушкой, амортизационные свойства которой позволяли транспортировать даже хрупкие предметы.
В России чемоданы появились после Второй Мировой войны. Знакомство с этим «средством транспортировки» произошло именно после войны.
В 20-30-е годы кустарные мастерские в Москве, Ленинграде и Одессе выпускали чемоданы небольшими партиями. Обычно их изготовляли на сосновом каркасе и оббивали кирзой. Простой народ относился к чемоданам с недоверием и предпочитал привычные сумки и баулы. Ситуация в корне поменялась весной-летом 1945 года, когда после Победы над нацизмом в СССР потянулись эшелоны с демобилизованными. Многие офицеры везли трофеи. Одежду, обувь, посуду и пр. укладывали в громадные чемоданы, прозванные в народе «Великая Германия».
С 50-х годов в стране налажен промышленный выпуск чемоданов. От использования кирзы отказались в пользу армии, из неё шили солдатские сапоги. Основным материалом стала фибра - прессованный картон, изготавливаемый по особой технологии. Для придания прочности изделия снабжались металлическими уголками.
С середины 70-х от фибры в СССР отказались. Производство было переориентировано на изготовление изделий из искусственной кожи и нейлона. В 1980-1990-х годах модно стало украшать наклейками свои чемоданы. Наклейки привозились из разных стран, городов, отелей.
Во времена СССР чемоданы выглядели не так, как сейчас. Застежки отличались от современных. Обычно их роль выполняли защелки, расположенные сверху, а в дополнение к ним поперек корпуса могли быть прикреплены ремни с застежками. Внутри чемодан был оклеен либо бумагой специальных сортов, либо преимущественно гладкоокрашенной шелковой или хлопчатобумажной тканью. В больших чемоданах имелись внутренние затяжные ремни из тесьмы или кожи, иногда вкладные лотки, обтянутые тканью, или перегородки и отделения. Колес может быть либо два, либо четыре. Очень практичны чемоданы, где колесики убираются внутрь корпуса. Они не мешают при переноске багажа. Обычно подобные модели снабжаются выдвижной телескопической ручкой, которая имеет несколько уровней фиксации. Большинство современных изделий застегиваются на молнию и снабжены кодовым замком.
Чтобы вещи в пути не помялись, рекомендуется укладывать их в определенной последовательности. На дно чемодана уложить вязаные вещи, пижамы и рубашки; поверх положить крупные вещи — костюмы, юбки, брюки и т. д. Мелкими вещами, бельём, майками, трусами, чулками, носками в свёрнутом или сложенном виде заполнить промежутки между крупными вещами. Дамский жакет можно сложить по талии пополам. Плечи у пиджаков и жакетов рекомендуется набить мягкой бумагой. Поверх всех вещей помещают лёгкие платья, закладывая пышные складки валиками из мягкой бумаги. Ремни внутри чемодана затягивают не слишком туго, чтобы вещи не мялись.
Современная чемоданная индустрия выпускает колоссальное количество моделей, легких, удобных и мобильных. Производители предлагают множество вариантов на колесах, из различных новейших материалов, прочных, не истирающихся при длительном использовании, удобных и практичных. Однако практически в каждом доме на антресолях или под кроватями прячется старый неповоротливый чемодан, который прошел со своим владельцем огонь, воду и медные трубы. Сейчас он спокойно хранит милые сердцу вещи, вызывая приятное чувство ностальгии.
Большая коллекция чемоданов собрана и хранится в музее истории города Отрадного. Это чемоданы первых строителей, нефтяников, буровиков. Ведь наш город начинал строиться сразу после окончания Великой Отечественной войны и со всех уголков Советского Союза ехали люди со своими, особенными чемоданами, которые сегодня составляют замечательную коллекцию музея.
Посетив наш музей, вы можете не просто прикоснутся к истории, но и сделать красивое фото в интерьере советского времени.
Составители – главный хранитель фондов С.Е.Инжуватова,
хранитель музейных предметов Д.Х. Беседина МБУК
"Музей истории города Отрадного"