"Музейная азбука от "А до Я!". ПрЯлка.

Понедельник, 30 Мая, 2022

Сегодня хранители МБУК «Музей истории города Отрадного» завершают проект «Музейная Азбука»! Мы добрались до последней буквы алфавита, буквы «Я». Буква «Я» – прЯлка.

ПрЯлка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. В каждом музее, независимо от страны, обязательно есть этот предмет. Прялка еще сто лет назад была невероятно важна для каждой крестьянской семьи. Она давала возможность создавать нитки из шерсти или волокон растительного происхождения, из которых впоследствии получались ткани.

Слово «прялка» пришло в русский язык из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому. В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель». В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.

Невозможно сейчас установить, когда на Руси появились прялки. Ясно только, что это было в глубокой древности. Самую древнюю прялку нашли в Вологодской области на реке Модлоне. Она датируется началом II тысячелетия до н. э

Прялку можно было встретить в каждом доме, она считалась одним из самых почитаемых предметов. Будучи особо важным элементом быта предков, с ручной прялкой было связано много традиций. В частности, для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением. Чтобы девочка не плакала, в колыбель ей клали прялку. Также она считалась оберегом девичьей чести. А сватаясь, жених дарил невесте собственноручно изготовленный для нее экземпляр. У каждой хозяйки должна была быть собственная прялка, которую она украшала по своему желанию и подписывала. Ее не принято было одалживать, так как это считалось дурной приметой.

Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданое, а женщина - одеть семью. Это был исконно женский труд - прясть пряжу. Поэтому девочка в старину и начинала прясть уже в 6- 8 лет. Собравшись в избе, пряхи устраивали посиделки – запрядки, во время которых свой монотонный труд они скрашивали песнями, сказаниями. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними.

В Древней Руси были переносные прялки: к одному концу прикрепляли кудель, другой вставляли за пояс, и, придерживая пряслице локтем, женщина могла прясть стоя или даже на ходу.

В древности пряли все женщины, независимо от социального положения, от крестьянки до боярыни. Прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Археологи часто находят остатки веретён при раскопках и простых изб, и в богатых теремах, среди золотых украшений и жемчуга.

Казалось бы, в прядении не было ничего сложного, но, как и в любом деле, существовали свои тонкости: если сильно потянешь нить – она оборвется, если слабо – будет толстой или неровной. Ручное прядение – процесс медленный и требующий много усердия: за день искусная пряха напрядала до 300 аршин (около 213 метров) нити, что позволяло соткать кусок полотна размером с носовой платок. Чтобы спрясть нитки из одного пуда (16,3 кг) подготовленного волокна, нужно было провести за прялкой девятьсот пятьдесят пять часов (или почти 40 полных дней).

Ручная прялка.

Ручная деревянная прялка – это был наиболее распространенный, а главное, доступный для предков прибор для изготовления нитей. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы, липы. Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. По конструкции можно выделить два вида прялок: цельные (делались из корня и ствола дерева) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Принцип устройства был одинаков, но вариантов украшения было не сосчитать – ни одна прялка не повторяла другую. Считается, что почти все виды русской народной росписи по дереву пришли к нам с прялок. Здесь были и растительные мотивы, и символы солнца, и удивительные птицы, и длинноногие кони. Часто встречались резные прялки, многие содержали дарственные надписи, советы, поучения.

Ручные прялки были двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.

Механическая прялка или самопрялка.

Механическая прялка с колесом пришла в Европу из Индии, где она появилась между 500-1000 гг. Наиболее древние изображения этого предмета относятся к Багдаду (1234 г.) и Китаю (1270 г.). В Европе это изобретение распространилось где-то к XIV в., хотя существует изображение с использованием этого прибора, датируемое концом XIII в. Европейцы усовершенствовали механическую модель, и она стала более практичной и эффективной. Благодаря этому приспособлению для изготовления нитей, можно было значительно быстрее, а главное качественнее прясть.

Механическая прялка изначально состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение оно приводилось с помощью педали (которая появилась лишь в XVI в.). Со временем конструкция прялки была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки. Теперь женщинам не нужно было останавливаться и отдельно перематывать нити. И начиная с XV в., самопрялка практически вытеснила ручную прялку, которой пользовались теперь только приверженцы традиции и те, кто не мог себе позволить приобрести механический ее вариант. Самопрялка постепенно приобрела следующую конструкцию: в ней был небольшой стульчик для пряхи, а также вертикальное колесо с желобком для нити. По бокам колеса располагались два стержня, которые служили не только опорой, но и подставкой для веретена. Механические прялки у славян делились на две категории: русские (колесо расположено под прямым углом к полу) и чухонки (колесо находится под другим углом к полу).

Механические прялки активно использовались в быту не только у славян, но и у европейских народов. Несмотря на небольшие отличия, как правило, они имели схожие конструкции. А вот на родине прялок, в Индии, и в XX в. продолжал широко использоваться ее беспедальный вид – чарха. Из-за отсутствия ножной педали, колесо прибора приходится вращать рукой, что не мешало Индии вплоть до начала промышленной революции оставаться крупнейшим поставщиком тканей в мире.

Первые прядильные машины.

Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом. По легенде, однажды его юная дочь Дженни, играя, опрокинула отцовскую прялку, и Джеймс заметил, что даже в горизонтальном положении колеса она продолжает работать. Это натолкнуло мужчину на мысль об изменении конструкции прибора. Свою механическую прядильную машину Харгривс назвал в честь дочки - «Дженни». Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием. Так, к концу жизни Джеймса, у его «Дженни» было уже восемьдесят веретен и в движение ее приводил уже не человек, а гигантский водяной двигатель.

При всех достоинствах прядильная машина «Дженни» имела один существенный недостаток – нити получались слабыми, и чтобы упрочнить их, приходилось добавлять волокна льна. Эту проблему решил другой британец – Аркрайт. Именно он, на основе прялки Харгривса, создал собственную модель, которая была способна выпускать тонкие и прочные нити, без добавок. Кроме того, прялка Аркрайта была почти полностью автоматизированной – человек, работающий на ней, должен был лишь контролировать подачу шерсти.

Однако еще более совершенную прядильную машину изобрел Самуэль Кромптон, который совместил находки Харгривса и Аркрайта, способствовав началу промышленной революции.

Электрическая прялка.

Со временем промышленные прялки стали электрическими, а количество веретен - стало исчисляться сотнями. Сегодня прялки бытовые – это рудимент, поскольку на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.

Несмотря на то, что с XX в. нити любого цвета и качества проще купить, чем сделать самому, для любителей ручной работы существует прялка электрическая. По своей конструкции она очень компактна (не более швейной машинки) и приводится в действие с помощью электричества или аккумулятора. Стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд гибридных моделей, способных не только прясть нити, но и выполнять другие операции, например, нанизывать бисер.

Использование прялок сегодня и ее место в современном мире.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся сейчас в музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. В последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку. Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков.

Уже очень много лет и нити, и ткани производят промышленным способом. Прялки стали просто интерьерным украшением. И все-таки очень многие женщины хранят в укромных местах своего дома прабабушкино веретено, сами не зная, зачем…

А за прялкой дева целый день сидит,
Ласковое солнце на неё глядит.
Нитка вьётся бойко в молодых руках,
Грезится девице об иных мирах.

Из волокон пряжи скручивает нить,
Задаёт вращенью слаженную прыть.
Нитка обвивает ось веретена,
Дева напевает что-то у окна.

Л. Ураева

Использованы материалы  музея истории города Отрадного  и общедоступной сети интернет.. 

Составители – главный хранитель фондов С.Е.Инжуватова,

хранитель музейных предметов Д.Х. Беседина

МБУК "Музей истории города Отрадного"