"Колыбель - чудо из глубины веков"

Четверг, 6 Октября, 2022

#годнародногоискусстваинематериальногокультурногонаследиянародовРоссии#культурноесердцеРоссии#музейрядом

Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Универсальное значение понятия «Культурное наследие» включает не только материальные движимые и недвижимые объекты – памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах.

Хранители МБУК «Музей истории города Отрадного» продолжают знакомить вас с уникальными экспонатами, представленными в нашем музее. Сегодня мы хотим рассказать о колыбели. Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.

Уходят в прошлое века, сменяются столетья, но из века в век, из года в год сидели матери бессонными ночами у колыбельки, баюкая своих деток под ласковые напевы колыбельных песен.

Люльки известны всем народам мира — от знойного юга до морозного севера. Как на других континентах, так и в России семейный уклад складывался веками, и каждая местность имела свои традиции в пестовании младенцев. Даже нашу современную кроватку разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка.

Люльки в разных местах изготавливались по-разному и из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.

У некоторых народностей Северного Кавказа кроватка создавалась из дерева и чётко по размеру родившегося ребенка. С возрастом ребенка увеличивался размер кроватки. Иногда колыбель представляла собой пяльцы, обшитые холстом и привешенные за углы на веревках. А в народном обиходе города встречалась другая форма люльки — напольная, которая качалась по принципу «ваньки-встаньки».

У всех народов люлька несла и мистическое значение. Так, у народов Сибири сохранилось немало преданий, посвящённых люльке: согласно верованиям хантов, мифологический предок спустил первочеловека с неба в узорчатой колыбели на золотой цепи. В образе люльки воплощена мощь богинь-матерей, бесконечно возрождающих всё живое. По хантыйской легенде маленькая девочка нашла однажды хвост оленухи. Играя, уложила его в зыбку и принялась качать. Так она оживила и вынянчила Ур-акем Ики — могущественного духа, покровителя оленей.

Около года «жилищем» младенцу служит люлька, точнее две — дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, а во второй спит. На спинке дневной и у изголовья ночной люльки изображена тетерка-олэм — птица сна. Это одна из 4 (у девочек) или 5 (у мальчиков) душ, которая приходит из леса, а со смертью человека вновь возвращается в лес. По ночам она покидает тело и, блуждая, вызывает сновидения.

До появления зубов и имянаречения младенческая плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Её стремятся захватить духи леса, воды, преисподней. Без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички. Манси добавляют к этому кусок хрусталя — «чистого камня». Крещёные ханты и манси иногда вырезают на спинке люльки крест. Младенца способны охранять собака и горящий в очаге огонь. И всё же опасности подстерегают его повсюду, особенно за пределами дома и вблизи порога.

Выносить колыбель из дома и заносить её полагается не иначе как спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку с ребёнком через порог, оставлять в пустом доме. Тем более опасно покидать ребенка одного на улице, иначе его могут подменить духи Нижнего мира, подсунув в люльку своего детёныша. Если случится смерть ребёнка, его колыбель оставляют в лесу под кедром — деревом мёртвых. Ему предстоит долгий путь в страну мёртвых Хаманёл. Устав в дороге, он ляжет в люльку и отдохнёт, наберётся сил. Если ребенок благополучно взрослеет и выходит из колыбели, её считают счастливой и хранят для следующего новорождённого. Если счастливая люлька обветшает, её уносят в лес и подвешивают на берёзу — дерево жизни. Так считали северные, в основном языческие народы.

В крещёной православной Руси люлька также несла мистическое значение. Ребёнка не клали в колыбель до крещения. Крестьяне считали, что пространственная оторванность новорождённого от земли, от «низа», обеспечивала ему сохранение жизненной силы. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты.

Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу. К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.

Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще с любовью и молитвой.Но чаще всего колыбель делал сам хозяин. Из четырех точеных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка — полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков.

Была зыбка еще плетеная, из сосновых дранок — как корзинка, только продолговатая. Еще «лубочку» сшивали, из коры липы. «Лубочку» брали с собой в поле, когда страда была. К ней еще «почемки» приделывались, чтобы за плечи можно было вешать.

Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом: полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела.

Как правило, зыбку вешали в задней части избы, за подтопком. Там проходила вторая матица (бревно, перекинутое поперек, на котором держались доски потолка), в нее прочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок — виток толстой проволоки, а на него подвешивалась зыбка: от углов ящика шли веревки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины. При оттягивании зыбки вниз рукой (или ногой — имелся специальный ремешок или веревка для этого) качок, если он был новый, растягивался немного, при резком движении зыбка дергалась, подпрыгивала, ребенок — того и гляди вылетит. А на качке, который вынянчил не одно поколение, колыбелька двигалась ровно, спокойно. Маленьких нянек учили правильно зыбкой «рулить». В других местах зыбку вешали на очеп — длинную деревянную жердину. Для этого лучше всего подходила береза,  она немного гнулась и пружинила.

Строго запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребенок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас в отношении коляски или кроватки.Состоятельные крестьяне нанимали к себе «зыбать» дите девочек из бедных семей. Как правило, девочки те были 7-8 лет; среди них попадались поистине талантливые няньки, умеющие быстро успокоить ребенка. «Славные пестуньи», как тогда говорили. При убаюкивании использовали колыбельные песни, а были еще и байки, приговорки.

Оригинальные методики для спокойного сна использовали наши предки. Многие поверья и обряды имеют языческие корни. Например, клали полено рядом с младенцем, приговаривая: «Спи так же крепко, как это поленце». Можно предположить, что полено выступало в роли двойника малыша. Видимо, очень наши предки надеялись, что если нечистая сила захочет навредить, вдруг, на удачу перепутает.

Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет.

В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года. В других местах, когда ребеночек подрастал, ему делали люльку побольше: в ней он лежал до двух, до трех, а то и четырех лет.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно было обнаружить до шести и более.

Вот такая история колыбельки-люльки, она хоть и менялась, но при этом, не теряла ни эффективности, ни популярности. Редко что бывает так «устойчиво» и постоянно как качающаяся колыбель... 

Составители –главный хранитель фондов С.Е.Инжуватова

и хранитель музейных предметов Д.Х. Беседина  МБУК "Музей истории города Отрадного"