Фотопрезентация познавательно-игровой программы «Волшебство живого огня»

Пятница, 21 Августа, 2020

Подсвечники и свечи – это волшебное чудо живого огня в ваших руках. А вы задумывались когда-нибудь над тем, какую дорогу прошел подсвечник от обычного горящего огонька к современному произведению искусства?

История подсвечника начиналась просто. Человеку всегда хотелось больше света вокруг себя - и он использовал для этого живой огонь. Горящую стихию уместили в маленьком фитильке свечи. С этого и началась долгая дорога этой волшебной выдумки человечества.

Сначала появилась масляная лампа (фото 2). Это светильник, работающий на основе сгорания масла. Масляная лампа применялась ещё с эпохи палеолита. В древние времена масляные лампы делали из камня, глины, или изготовляли из меди и других металлов. В арабской сказке «Аладдин» из сборника «Тысяча и одна ночь» в медной лампе обитает заточённый туда Джинн (сказка «Алладин»).

Подсвечники (фото 3) и их родственники канделябры (фото 4) появляются еще в культуре этрусков. В то же время в Древнем Египте был миф о рождении бога Солнца Ра из выросшего на холме цветка лотоса. Ра победил тьму, избавил людей от страха ночи, принес свет. Подобные мифы известны и в других культурах, поэтому их традиция и породила изготовление устройств для размещения источника света в виде стилизованного цветка. Подсвечники всех видов обычно имели ножку-стойку, иногда выполненную в виде треножника, или стилизованных лап животных у крупного собрата-канделябра. А гнезда для свечей оформлялись в виде чашечки цветка с отогнутыми лепестками. Они как бы хранили традиции представлений и мифов о зарождении жизни, началом которой дало разделение тьмы и света.

Канделябры имели длинную историю развития. Начинали они как обычные шесты с закрепленными емкостями для свечей. Выполнялись из различных материалов – дерева, тростника и глины, меди, бронзы, алебастра и мрамора.

Каждая эпоха приносила в форму подсвечников свои мотивы. Смена эпох нашла свое отражение в истории развития светильников – во времена Возрождения они стали богаче, появилась традиция украшать древко листьями, орнаментами, даже фигурками. Множество таких канделябров находится в Венеции и в других городах Италии. В XVI-XVII веках подсвечники в основном изготавливали из олова, бронзы и серебра. XVIII век принес железо в качестве материала и роскошные формы рококо в оформлении. Канделябры освещают площади, улицы и залы дворцов.

В это же время появляются первые фарфоровые подсвечники. А с XIX века кованое железо в производстве заменяют литым чугуном.

В России история появления и развития начиналась с лучины (фото 5). Ее ножом или топором отщипывали от березового полена, так как считалось, что она медленнее сгорает.

Позже появились сальные свечи, затем восковые и парафиновые. Подсвечники же меняли формы и материалы, облачались в самые изысканные одежды резьбы и украшений, становились величественными или воздушно нежными. Но основным в подсвечниках оставался живой огонь и его животворный свет.

Прошло время, и научный прогресс залил улицы городов и поселков электрическим светом, более светлым и ярким. Казалось бы, подсвечники потеряли свою значимость в современном мире светомузыки.

Но, о чудо! Теперь мы смогли по-другому взглянуть на сказочную красоту и важность подсвечника. Перестав теряться в пространствах обыденности, подсвечники вышли на первые полосы романтических представлений, неся в своем прекрасном нутре маленькое горящее сердце. А мистика огня очаровала даже наиболее рациональные умы.

Именно благодаря подсвечнику, мы, находясь в сердце мегаполиса, можем на некоторое время вернуться в лоно природы и почувствовать мистическую связь с духом огня.

Во время нашей познавательно – игровой программы в музее мы предлагаем посетителям мастер-класс (фото 6) по изготовлению простого подсвечника для одной свечи.И каждый гость уходит от нас с подсвечником и маленькой искоркой волшебного живого огня в своем сердце…

Раздел: