"Родной край: известный и неизвестный"

Вторник, 30 Марта, 2021

К 170 - летию Самарской губернии.

#Cемейноепутешествие#Музейрядом

Сегодня хочется подробнее остановиться на творчестве выдающегося скульптора советской эпохи Матвея Манизера (фото 1 и 2). В этом году исполняется 130 лет со дня  его рождения. Он никогда не жил в городе Самаре. Но его работы – памятники Чапаеву, Куйбышеву, Ленину - стали визитной карточкой Куйбышева, а потом и Самары.

В годы перестройки, когда сносили символы прошлой жизни, ни у кого не поднялась рука тронуть творения великого художника. Матвей Манизер – народный художник СССР, лауреат трёх Сталинских премий, который создал ряд произведений, ставших классикой социалистического реализма. Матвей Манизер является автором посмертной маски Сталина. Но интересен нам, конечно же, он не только этим…

Матвей Генрихович родился 5 марта 1891 года в Петербурге в семье художника. Получив среднее образование, будущий скульптор поступил на математический факультет Петербургского университета, который закончил в 1914 году. Параллельно в 1908-1909 гг. он занимался в училище технического рисования барона А.Л.Штиглица под руководством В.Е. Савинского, а затем в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где обучался лепке у скульптора И.И. Андреолетти.

В 1911 году Матвей поступил в скульптурный класс петербургской Академии художеств, которую окончил в 1916 году.

С 1918 года Матвей Манизер участвует в осуществления ленинского плана монументальной пропаганды и является одним из основоположников социалистического реализма.

Сохранившийся пример воплощения этого плана – выполненный скульптором из простого цемента рельеф «Рабочий» (фото 3), находящийся в Петровском Пассаже в Москве и принадлежащий к числу немногих подобных сохранившихся памятников. В 1920-е годы за сравнительно короткий срок скульптор создал целый ряд идеологически востребованных памятников.

Монументальное воплощение образов вождей и героев революции и в дальнейшем было основной темой творчества Манизера. Так, в разное время он выполнил памятники Володарскому и «Жертвам 9 января 1905 года» в Ленинграде, Куйбышеву и Чапаеву для города Куйбышева (ныне Самара), большое количество памятников Ленину и Сталину.

Для Манизера Самара была особым городом – третьим после столиц по числу установленных памятников. Краеведы говорят: памятник Ленину (фото 4), который водрузили на пьедестал, на площади Революции, выгодно отличается от всей другой ленинианы в металле и камне.

Он не указывает рукой верную дорогу. Матвей Манизер смог передать собственное виденье вождя. Городским властям города настолько понравилась работа скульптора, что они заказали ему новую работу – памятник Василию Чапаеву (фото 5). Говорят, что образ Василия Ивановича Манизер лепил с сына героя гражданской войны, Александра, очень похожего на отца. Прообразом красногвардейца стал башкирский поэт Гайса Юсупов, а женщина с винтовкой напоминает зам. председателя самарского горисполкома Екатерину Ткачеву.

Все натурщики Манизера были очень яркими людьми. Интересно, что первое звание - «Заслуженный деятель искусств РСФСР» Матвею Генриховичу присвоили по предложению Куйбышевского горсовета после открытия этой скульптурной группы.

Памятник Куйбышеву (фото 6) самарцы тоже любят. Оказывается, когда Манизеру заказывали эту работу, планировали Валерьяна Владимировича поставить на крышу Дворца культуры имени Куйбышева. А здание мыслили отстроить в десять-пятнадцать этажей. Манизер выполнял заказ, а проект вдруг поменяли. Поэтому бывший символ города пугает своей величиной. Ведь создавался он совсем для другого постамента!

И все равно, около памятника-великана назначают свидания, о нем слагают легенды. Говорят, что когда не было мобильников, чтобы не разминуться, принято было приглашать: «Приходи под фуражку». Без лишних пояснений ясно, о чем идет речь.

С 1921 года Манизер начал свою педагогическую деятельность, с небольшими перерывами преподавал в различных художественных институтах Петрограда-Ленинграда и Москвы. В 1926 году вступил в Ассоциацию художников революционной России, а с 1937 по 1941 год был председателем правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. В 1941 году Матвей Манизер переехал в Москву.

В столице он выполнил большой объем монументальных работ для станций московского метро «Площадь Революции», «Измайловская» (позже – «Измайловский парк», сейчас – «Партизанская») и «Белорусская»-кольцевая. Всем прекрасно известны работы Матвея Манизера, выполненные для Московского метрополитена.

На промежуточной площадке выходных лестниц станции «Партизанская» рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (фото 7), а на двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина.

Последней крупной работой Матвея Манизера стала выполненная совместно с группой молодых скульпторов многофигурная композиция «Борьба за мир» (фото 8).

20 декабря 1966 года не стало выдающегося скульптора. Похоронен на Новодевичьем кладбище (фото 9).

Раздел: