Виртуальная выставка «Души материнской свет»

Пятница, 19 Ноября, 2021

С какою нежностью покоит на руках

Она свое дитя в задумчивом молчании!..

На сомкнутых губах лежит печать страданья,

И ласка тихая в опущенных глазах...

С тревогою прижав дитя к груди своей,

В его грядущее она глядит с тоскою,

И хочет мать закрыть беспомощной рукою

Свое дитя от слез, печали и скорбей...

И в сердце у нее неясная боязнь

Лишиться дорогой, единственной святыни...

Ведь без него весь мир останется пустыней,

А за него она пойдет на казнь.

Тысячи шедевров мирового искусства посвящены великому предназначению женщины — материнству. Поэты, композиторы, скульпторы и художники всех времен и народов воспевали женщину-мать, ее подвиг и безграничную силу ее материнской любви. Образ матери с ребенком на руках вдохновляет своей нежностью, чистотой и святостью. Взгляните на эти трепетные, светлые, исполненные любви образы, увековеченные великими художниками!

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (фото 1) является одной из самых узнаваемых работ художника. На ней изображена Богоматерь, кормящая грудью своего Божественного младенца. История этой картины, как и многих других полотен да Винчи, была долгое время окутана тайнами.

Картина была написана приблизительно в 1490—1491 г., точный период её создания неизвестен.

Первое название работы – «Мадонна с младенцем», однако позже её переименовали в «Мадонну Литту» в честь семьи итальянских владельцев по фамилии Литта, у которых полотно хранилось на протяжении почти всего XIX века.

В 1864 году герцог Литта отправил письмо императору Российской империи, Александру III, о намерении продать четыре картины, среди них была и «Мадонна с младенцем» да Винчи. Гедеонов, директор Эрмитажа, привез из Италии этот шедевр мировой живописи.

Фоновый горный пейзаж выполнен в голубых тонах. Несмотря на то, что за основу взят библейский мотив, образы Богоматери и младенца очеловечены и не лишены эмоций.

В лице Мадонны читается нежность, трепет и радость, так она смотрит на своего Божественного сына. Здесь показана её материнская человеческая сторона. Внимательный и пристальный взгляд ребенка серьезен не по годам (фото 2), он направлен прямо на зрителя. От этого создается впечатление присутствия и приближенности героев к зрителю. Младенец словно устанавливает контакт и приглашает в свой мир.

Черты лица Богоматери (фото 3) выполнены в традиционном стиле да Винчи: овальный тип лица с высоким лбом, нос немного удлинен и, конечно, присутствует коронная «леонардовская» улыбка – еле уловимая и загадочная.

«Мадонна с младенцем» Леонардо или «Мадонна Литта» – картина, воспевающая материнство и определяющая его как одну из самых важнейших ценностей в жизни человека. Каждый смотрящий на это бессмертное полотно Леонардо, увидит в нем что-то свое, очень близкое, родное и умиротворенное.

"Мадонна в кресле" Рафаэля Санти - это одно из полотен, относяшихся к знаменитому циклу изображений Девы Марии (Фото 4). Картину "Мадонна в кресле"Рафвэль написал во время своего пребывания в Риме, в 1513-1514гг. Картина  создавалась в период творческой зрелости, когда Рафаэль уже был известным и ценимым в Ватикане художником.

Это произведение, хотя и относится к религиозным сюжетам, напоминает больше по стилю бытовой портрет. Богоматерь сидит, обнимая Младенца, за ними стоит Иоанн Креститель, также изображенный ребенком. Сама Мадонна (фото 5) одета просто. Рафаэль написал ее в платье из ярких тканей, на голове – обычная полосатая косынка. Младенец одет в простую рубашку – картина показывает его преисполненным жизни ребенком.     

Обе центральные фигуры полотна имеют здоровый, цветущий вид, полны жизни. О святости Девы Марии картина напоминает только легко обозначенным, тонким нимбом над головой. Во всем остальном видно, что это не эфемерные видения, а люди из плоти и крови. Картина изображает Богоматерь одновременно юной матерью – с нежностью и умилением, а с другой стороны – величественно-умиротворенной святой, несущей в мир гармонию.

Фон позади — однотонный, черный, все внимание картина сосредотачивает на фигурах на переднем плане. Иоанна Крестителя (фото 6) художник изображает в благоговении смотрящим на Богоматерь, его руки сложены в молитвенном жесте, на плече – крест. Лицо Девы Марии излучает нежность к Младенцу, умиротворение и покой. «Мадонна в кресле» ласково прижимает его к себе, их головы соприкасаются. Рафаэль изобразил на этом полотне семейную идиллию, которая, с одной стороны, несколько принижает религиозный сюжет, а с другой, утверждает святость материнских чувств.

Музей истории города Отрадного приглашает всех желающих посмотреть до 30 ноября 2021 г. на репродукции этих прекрасных произведений живописи, представленных Духовным Центром г. Самары.  

 

                                                                        Использованы материалы интернет – сайта  и Духовного Центра г. Самары.

                                                                        Составитель - экскурсовод МБУК   «Музей истории города Отрадного» М.Н. Ухина

Раздел: