"У каждого народа - свой кафтан"

Среда, 3 Ноября, 2021

#Искусство объединяет#музейрядом  

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

В Самарской области проживают представители 157 национальностей! Основную часть населения Самарской области составляют русские, а также в нашей  области живут татары, чуваши, мордва и другие национальности.

Самый многочисленный народ Самарской губернии - русские (2708549 человек - 83,604% от общей численности населения). Они живут  как в Самаре, так и в большинстве районов Самарской области. Люди разных национальностей живут в согласии  и пронесли через много веков и до наших дней свою богатую культуру, обычаи и традиции. Все это выражается в стихах, песнях, танцах, играх, пословицах, в национальных народных костюмах.

Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Он представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически.

Русская народная одежда отличалась большим разнообразием. А как же выглядел национальный костюм нашей, Самарской губернии, чем он был схож с костюмами других губерний и какие имел свои этнические особенности?

В Самарский край русские пришли в XVI веке. В 1586 году выросла на левом берегу Волги деревянная крепость Самара.

Русское население занималось земледелием, скотоводством. Женщины пряли, ткали, вышивали. Мужчины были плотниками, гончарами, кузницами. Самарские мастерицы ткали яркие кушаки (пояса), славившиеся за пределами губернии. Основу мужского костюма составляли рубаха и штаны. На ногах носили лапти.

Женщины носили длинную рубаху. В северных районах поверх рубахи одевали ЮБКУ-ПОНЁВУ, а на юге –САРАФАН. На голове носили КОКОШНИК, украшенный жемчугом. Девичий ВЕНЕЦ отличался от кокошника тем, что верх у него был открыт (фото 1,2).

Мордовский народ издавна живёт в самарском крае. Первые мордовские поселенцы пришли в наш край еще в XIV веке.

Предки современной мордвы были скотоводами, земледельцами, занимались пчеловодством, охотой. Были у мордовского народа искусные ремесленники: резчики по дереву, гончары, ювелиры.Мордовские женщины и девушки плели украшения из бисера.

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха – ПАНАР, подпоясанная поясом - КУШАКОМ, и штаны - ПОНКСТ. Основу костюма мордовской женщины составляла белая вышитая рубаха – ПАНАР, поверх которой одевали ПЕРЕДНИК. Головные уборы были разнообразны, например, ПАНГО. Они украшались бисером. Нагрудное украшение из бисера и монет – КАМЫШКА. Набедренное украшение - ПУЛАЙ (фото 3).

В Самарской области поселения татар появились в XVI веке. Татары – прекрасные земледельцы, скотоводы, искусные ремесленники. Издавна славились их изделия из кожи и обувь.Татары любили веселиться, дружили с соседями. Они сохраняют традиции своего народа, свою веру, обычаи.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов и камзола. На голове носили ТЮБЕТЕЙКУ. Основой женского татарского костюма является широкая длинная рубаха – КУЛМЭК. Она украшалась воланами и нагрудным украшением – ИЗЮ. Поверх рубахи носили бархатный КАМЗОЛ. Татарская женщина носила шапочку –КАЛФАК, украшенную жемчугом, вышивкой и монетками. Наряд дополнялся крупными серьгами – АЛКА (фото 4).

Чуваши появились в Самарском крае в XVII веке. Основным занятием чувашей было земледелие. Чувашские земледельцы выращивали рожь, ячмень, овёс, лён. Занимались они и скотоводством. Настоящими кудесниками были они в пчеловодстве. А мастерицы чувашки славились искусством вышивания, ткачества, создавали великолепные костюмы и украшения.

Мужской костюм чувашей состоит из рубахи и штанов, подпоясанным поясом. Основа женского костюма – белая расшитая рубаха – АНАТ - ЕНЧИ , поверх которой одевали передник. На груди – расшитое монетками нагрудное украшение – САККИ. На поясе – подвеска ЯРКАЧ. Девушки носили на голове шапочку-шлем –ТУХЪЮ, а женщины – ХУШПУ с головным полотенцем СУРПАН (фото 5,6).

 Существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям, это даёт ему ощущение защищённости и значимости.

Быть может, народ и утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас, так или иначе, жаждет возвращения к истокам и народному колориту. Ведь у каждого народа - свой кафтан.

                                                                                                                        

                                                                                                                           Использованы материалы интернет - сайта

 

Раздел: